Фестиваль VAGBURG 2024
Фотоотчет с ежегодного Фольксваген фестиваля Вагбург.
Тридцать три года назад, в 1990 году, Mercedes-Benz представил на Парижском автосалоне свою самую мощную версию бизнес класса, модель 500E.
Новый флагман на базе кузова W124 должен был составить противодействие своему давнему конкуренту из Мюнхена. И многие конечно знают, что соседи из Штутгарта в роли компании Порше принимали участие при создании этой модели. Во время сборки все автомобили партии циркулировали по Штутгарту от завода Мерседес на завод Порше и обратно.
При одном только упоминании о пятисотой модели у большинства автомобильных энтузиастов загораются глаза. Пусть он и не стал лидером по динамике среди конкурентов, все же модель заняла свое почетное место среди мировых авто бестселлеров.
Из общего числа более двух миллионов автомобилей, сошедших с конвейера в 124-ом кузове, модели 500E составляют относительно небольшое количество в 10 479 единиц, включая рестайлинговые E500 и E60 AMG. Почему так привлекательна была эта модель в девяностые и остается предметом мечтаний до сих пор. Конечно версии этого класса занимали верхний порядок цен среди автомобилей производителя, что включало как правило хорошую комплектацию и лучшие материалы при оформлении, но конечно же не это было и остается самым главным. Главное это конечно же мощность из-за которой большинство предпочитали эти автомобили. Восьмицилиндровый, 5-литровый V-образный двигатель, мощность 326 л.с., максимальная скорость свыше 250 км/ч. С такими характеристиками седан Е класса принадлежал к числу самых быстрых автомобилей бизнес класса, когда он был представлен на Парижском автосалоне в 1990 году.
Как и автомобили конкурентов, Е500 не отличался кричащими спойлерами и большим количеством шильдиков выдающих принадлежность к особой когорте. Вид экстерьера был достаточно сдержанным и только энтузиаст мог увидеть, что перед ним действительно быстрый спортивный седан. Волк в овечий шкуре именно такой идеологией придерживались баварцы создавая первый автомобиль подобного класса. Родоначальником быстрых бизнес седанов является модель BMW M5 в кузове Е28 именно эта модель заложила фундамент в этом направлении, когда люди хотели больше быть, а не казаться. Сколько удивленных физиономий владельцев суперкаров видели задние бампера пятисотых версий на скоростных дорогах по всему миру.
Скромность скромностью, но яркая отличительная черта во внешнем виде автомобиля все же была. Когда Mercedes-Benz 500E в ослепительно серебристом цвете был представлен на поворотной платформе на Парижском автосалоне с 4 по 14 октября 1990 года, модельный ряд 124 уже был на рынке шесть лет. Это была слегка мерцающая звезда заднего плана, внешний вид которой поначалу не вызывал особого интереса, пока при ближайшем рассмотрении не обнаружились детали: крылья получили элегантное расширение как спереди, так и сзади, чтобы создать больше места в колесных нишах для более широких шин 225/55 R16. Передний бампер также немного видоизменили ради улучшения прижимной силы. Помимо изменений по кузову, внешнему виду способствовала более низкая посадка, пятисотую модель занизили на 23 миллиметра.
Как уже говорилось ранее флагманы Е класса несли в себе V образные двигатели. Основные черты которого были перенесены от модели 500SL родстера с кузовом R129 дебютирующего годом ранее. Двигатель получивший внутреннее обозначение M119, с четырьмя клапанами на цилиндр и рабочим объемом 4973 кубических сантиметра, отличался от двигателя модели 500SL системой впрыска бензина во впускной коллектор Bosch LH-Jetronic с электронным управлением и расходомером воздуха с подогревом, который был развернут здесь впервые на Mercedes-Benz. Блок двигателя также был немного ниже и теперь имел ту же высоту, что и на 4,2-литровой версии двигателя M119.
На премьера, когда производитель обнародовал технические характеристики, цифры всколыхнули еще одну волну восклицаний. Со стандартной автоматической коробкой передач 500Е достиг отметки 100 км/ч всего за 5,9 секунды, что было очень хорошим результатом того времени. Однако максимальная скорость, которую можно было достичь на представленной модели, держали в секрете, в рекламном проспекте указывалось лишь 250 км/ч, эта круглая отметка означала, что максимальная скорость ограничена электроникой.
Из-за возросших динамических характеристик тормозная система также была позаимствована от мощного родстера R129, чтобы создавать соответствующее замедление с высоких скоростей. За стабилизацию автомобиля отвечала противобуксовочная система ASR, входящая в стандартную комплектацию. Еще одним нюансом по усовершенствованию 500E был перенос аккумуляторной батареи в багажный отсек для оптимизации распределения веса в автомобиле.
Обратившись немного к истории мы можем узнать, что установка мощного двигателя от старшего класса в младший не была чем-то совершенно новым для Mercedes-Benz. Хорошим примером является использование 6,3-литрового восьмицилиндрового двигателя M100 от представительского лимузина 600 с кузовом W100 в роскошную моделей W109 в 1966 году. Тогда инженер-испытатель Эрих Ваксенбергер проложил путь седану 300 SEL 6.3 W109, который и сегодня продолжает привлекать к себе большое внимание.
Как уже упоминалось ранее, когда в конце 80-х у правления Мерседес созрел план зайти в нишу быстрых бизнес седанов, модель W124 выпускалась на рынке уже не один год, а весь инженерный потенциал завода был брошен на новую модель S класса с кузовом W140 и на родстер R129.
В процессе исследований наружу вылезли некоторые доработки, которые нужно было произвести для установки более мощного V-образного двигателя. Например небольшое изменение моторного отсека, изменение прохождения воздушного потока у двигателя и другие нюансы. Своих мощностей в конкретный период не хватало поэтому в декабре 1987 года компания Мерседес Бенц заключила контракт с соседской компанией Porsche находившейся также в Штутгарте. Предмет договора гласил о том, что инженерами из Порше будет спроектирована и разработана опытная серии седана W124 с восьмицилиндровым двигателем M119. Это был тот самый M119, который Mercedes-Benz использовал в Sauber-Mercedes C9, оснащенный в гоночном варианте двумя турбонагнетателями, чтобы выиграть чемпионат мира 24 часа Ле-Мана 1989 года.
На Porsche также отвечали за частичную сборку 500E. Детали кузова на Porsche поставлялись от Mercedes-Benz из Зиндельфингена. Затем кузов собирали на заводе Porsche и отправляли на окраску в Зиндельфинген, после чего вновь возвращали в Цуффенхаузен. Окончательная сборка, включая трансмиссию, полностью поставленную от компании Mercedes-Benz, осуществлялась на заводе Porsche. И уже в финале готовые автомобили отгружались клиентам и торговым партнерам с завода Mercedes-Benz в Зиндельфингене.
К апрелю 1995 года было построено 10 479 единиц быстрых седанов. В статистику производства 500E включены и более поздние версии E500. С июня 1993 года маркировка автомобилей изменилась, буква класса перекочевала вперед перед цифровым обозначением модели. На ряду с маркировкой Е500 получил и другие изменения в конструкции включая новые детали экстерьера.
В 1994 году Мерседес выпустил пару партий автомобилей с ограниченным числом собранных экземпляров. Среди которых Mercedes-Benz E60 AMG с шестилитровым двигателем М119, который развивал 381 лошадиную силу. И Версия Mercedes E500 Limited представленная на автосалоне в Женеве в марте 1994 года. Автомобили в версии Limited предлагались исключительно с двумя лакокрасочными покрытиями: Черный Сапфир или Серебристый Бриллиант. Так сильно полюбившиеся всему миру расширенные крылья на лимитированной версии предлагались из пластика вместо железа. Внутри владельцев ждала эксклюзивная отделка салона. Интерьер был оформлен комбинированной кожей с тремя разными оттенками вставок в виде геометрических фигур. Подобная кожа окрашивалась особым методом, что в нынешнее время выливается настоящей проблемой для коллекционеров кто пытается реставрировать недавно купленные экземпляры. Ее производили на одном из немецких небольших заводиков, который давно закрыт как вредное производство на территории Германии по требованию экологического законодательства. Тираж версии E500 Limited ограничился 500 экземплярами.
В 1991 году к семейству W124 присоединилась еще одна восьмицилиндровая модель 400E, двигатель которой развивал мощность 279 л.с. Эта модель не привлекла такого внимания средств массовой информации, как 500E, но с точки зрения продаж 400E и E420 разошлись по миру в количестве 22 802 экземпляров, что вдвое превышало тираж флагмана.
Первоначально 500E стоил 134 510 немецких марок, подобная сумма была более чем в два раза дороже, чем просили за аналогичную 124-ю модель 300Е с трехлитровым двигателем и мощностью 180 л.с. Производство седанов с кузовом 124 завершилось в 1995 году, также была прекращена сборка версии E500. В последствии эстафету быстрых бизнес седанов от Мерседес-Бенц продолжили автомобили вышедшие с конвейера под уже заводским брендом марки AMG.
Популярное немецкое авто издание «Auto Motor und Sport» отзывалось о 500E в номере за 1990 год так: «Добродушный, как дедушка, проворный, как спортивный автомобиль, и, в довершение всего, очень удобный. Видимо подобное звучит на немецком языке более складно.
Комфорт и работу подвески в 1992 году также нахваливали журналисты из другого не менее популярного журнала «Road & Track». Также им нравилось что автомобиль внешне достаточно сдержан, особенно по сравнению с версией AMG Hammer.
В России 5 литровую модель 124-го величали волчком, до недавнего времени эти модели достаточно уверенно скатывались у нас по наклонной. Огромные пробеги, отвратительное обслуживание и ремонт, замена деталей на несоответствующие и несоответствующие автомобилям документы, очутили эти автомобили на самом дне рынка. Пока в нашей стране не начался бум на янгтаймеры. Сначала скупили все приличные образцы, а позже взялись, за то что называют обычно дровами. Привести в приличное состояние автомобиль видавший виды стоит сейчас порядка 5 000 000 рублей.
В 1980-х годах компания Porsche была в очень затруднительном финансовом положении можно сказать на грани краха. Продажи с тогдашним модельным рядом выглядели достаточно скромно. 924-е, 944-е и 928-е модели реализовывались не с таким же успехом как автомобили последних лет выпуска. Компоновка Transaxle, когда двигатель спереди, а трансмиссия сзади — воспевается сейчас в музее Porsche как революционное решение, но массовых продаж это изобретение не принесло заводу. Например, модель 928 была очень дорога в производстве соответственно высокие цены были и в салонах дилеров. Плюс достаточно небольшое количество произведенных экземпляров не давало производителю необходимой прибыли для содержания компании. С моделями 924 и 944 дела обстояли аналогично, прибылью от этих моделей необходимо было делится с компанией Audi, чьи двигатели в них устанавливались. И собирались модели в Неккарзульме на ингольштадтском заводе. Сегодня компания Porsche массово продает свои автомобили по всему миру. А 35-40 лет назад существовал небольшой экспорт в Японию и на рынок США, причем у последнего в то время сложился очередной кризис, который сильно усугубил продажи.
Поэтому заказ от соседнего завода поступил очень своевременно и когда на Мерседес решили сделать из своего седана бизнес-класса динамичный снаряд на Порше сразу ухватились за эту возможность. Для Цуффенхаузена это означало некую финансовую стабилизацию и главное сохранение рабочих мест своих сотрудников. Сейчас многие сотрудники компании Porsche заставшие то неблагополучное время вспоминают, как они каждый день ожидали новостей о том, что их компания может быть продана Daimler, Volkswagen или другому инвестору. В связи с плохим положением дел в 1987 году Porsche покинул председатель правления Петер Вернер Шутц, когда продажи стремительно поползли вниз. На заводе даже рассматривали возможность полного прекращения производства.
Однако на заводе Mercedes-Benz дела шли великолепно. Серия W126 была бесспорным седаном класса люкс в 1980-х годах и до сих пор остается самым продаваемым автомобилем S-класса. В малом сегменте на вооружении стоял Mercedes 190E, (W201) который также составлял успешную конкуренцию BMW 3 серии. Только в среднем классе для боссов Daimler открылась небольшая, но явно очень болезненная брешь в портфеле продукции. Главный конкурент BMW впечатлил быстрой M5 и мощностью более 300 л.с. Daimler не имел ничего подобного в своей программе. W124 был солидным, но не спортивным. Поэтому было принято решение сделать из 124-го силу противодействия баварской компании. Но возможности инженерных ресурсов компании Мерседес были полностью поглощены разработкой нового S класса (W140) и представительского родстера SL. (R129) Поэтому на Мерседес решили прибегнуть к заказу на стороне.
Внешние заказы не являются чем-то необычным для компании Porsche. Сегодняшняя дочерняя компания Porsche Engineering, базирующаяся в Вайссахе, ведет свою историю с 1931 года, когда Фердинанд Порше основал конструкторское бюро в Штутгарте. Позже среди клиентов были производители автомобилей, такие как Volkswagen, Lada и General Motors . Мало что известно, например, о том, что относительно консервативный компактвэн Opel Zafira A (1999 года выпуска) был разработан также в стенах компании Porsche. Время от времени мощность внешних заказов в центре разработки Porsche в Вайссахе составляла 30 процентов.
Под закат производства Мерседес-Бенц 500E многие работники Porsche беспокоились, что тяжелое время может вернуться, но в 1993 году ситуация повторилась в этот раз заказчиком выступила компания Audi, заказав свой быстрый универсал RS2.