BMW 528i Group A. Бизнес-класс в автоспорте
1982 год. На выставке в Женеве компания BMW представила новую разработку для автоспорта — BMW 528i. Подготовленный по новым правилам группы А, действующим с начала года.
В начале февраля 1974 года Porsche объявила о прекращении своей гоночной программы Group 7 на автомобилях Porsche 917. Свою роль сыграла и стоимость, и то что новый председатель компании Эрнст Фюрман хотел сосредоточиться на гоночных автомобилях, которые больше походили на дорожные модели.
Обладая одними из самых мощных двигателей с турбонаддувом, когда-либо построенных в Porsche, прототипы 917 из Группы 7 опередили грозного соперника в виде команды McLaren и выиграли чемпионат Can-Am в 1972 и 1973 годах в Америки. В те же года пилотам Porsche удалось завоевать титулы и в европейской серии.
917-ми болидами практически всегда управляли частные команды, такие как Роджер Пенске, Васек Полак, Брумос и Вилли Каусен. Однако рабочий коллектив не сидел сложа руки. Под знаменем Martini Racing компания Porsche успешно представила экспериментальную партию 911 Carrera RSR на World Sportscar Championship 1973 года.
Поскольку внимание больше не отвлекалось на что-то другое, в 1974 году заводская программа 911 была полностью готова. Результатом стал первый 911 с турбонаддувом: Carrera RSR Turbo.
Для дорог общего пользования выпустили 911 Turbo (930), который, будет использоваться для омологации гоночного варианта (935) для долгожданных правил FIA Group 5 Silhouette, которые должны быть введены в 1975 году.
RSR Turbo был передвижной лабораторией турботехнологий и выглядел настолько далеким от дорожного 911, насколько это можно себе представить.
Построенный для существующего класса прототипов группы 5, он не был ограничен производственными нормами и, таким образом, мог использовать сверхширокие колеса и огромные спойлеры.
Однако, в группе 5, он конкурировал прототипами от Matra (MS670), Alfa Romeo (33/TT/12) и Mirage (GR7), что означало, что победы в классе были маловероятными.
Между тем, в 1974 году группа 4 была оставлена заводом в пользу частных гоночных команд на Porsche. Для этого завод предоставил 911 3.0 Carrera RSR всем, кто мог за них заплатить.
В отличие от заказчика 1974 RSR, заводской RSR Turbo был почти полностью изменен до неузнаваемости. Мало что, кроме днища, крыши и основных механических частей, таких как картер и коробка передач, осталось в том, что было предвкушением будущей формулы Silhouette, где радикально модифицированные машины сохранили не намного больше, чем исходный блок двигателя, расположение двигателя и силуэт базовой модели.
КУЗОВ
Кузов RSR Turbo из оцинкованной стали, в первую очередь, отличался новой алюминиевой задней пространственной рамой с болтовым креплением для поддержки двигателя, трансмиссии и задней подвески.
ПОДВЕСКА
Новая пружинная подвеска заменила стандартную торсионную балку и позволила Porsche снять усиленную поперечину, которая обычно закрепляла подвеску и поддерживала двигатель.
Подвеска была специально изготовлена с улучшенной геометрией. Спиральные титановые пружины и газонаполненные амортизаторы Bilstein были установлены по кругу вместе с регулируемыми стабилизаторами поперечной устойчивости. Нижние передние поперечные рычаги имели встроенную защиту от пикирования в точках захвата.
ТОРМОЗА
Перфорированные и вентилируемые диски с четырехпоршневыми суппортами и титановыми ступицами были сняты с модели 917. Баланс тормозов для обеих осей регулировался из кабины.
КОЛЕСА
Колеса из магниевого сплава с центральным замком имели диаметр 10,5 дюймов и были обуты в шины Dunlop Racing. Они имели ширину 15 дюймов спереди и необыкновенную ширину 17 дюймов сзади.
ДВИГАТЕЛЬ
Поскольку у группы 5 был предельный объем двигателя в три литра и коэффициент турбонаддува 1,4, Porsche требовался двигатель с максимальным рабочим объемом 2150 куб. Они остановились на 2143 куб. см благодаря специальному двигателю, который был расточен до 83 мм и уменьшен до 66 мм.
В этом двигателе Type 911/76 использовались самые экзотические компоненты, чтобы сделать его легким, мощным и надежным.
Цилиндры и головки с футеровкой из никасила были оснащены четырьмя вместо трех опорных распределительных валов. Были также новые поршни, титановые шатуны, титановые впускные клапаны, выпускные клапаны из стали Nimonic и магниевые картеры.
Для максимальной долговечности был использован стандартный коленчатый вал из кованой стали от старого двухлитрового 911, а степень сжатия была установлена на консервативном уровне 6,5:1.
Турбокомпрессор был поставлен KKK (Kuhnle, Koppe and Kausch AG). Он был установлен по центру в задней части двигателя на алюминиевой поперечине, которая являлась частью заднего подрамника. Выхлопные газы отводились от турбины вестгейтом Гарретта. Наддув регулировался переключателем на приборной панели в кабине.
Bosch поставил K-Jetronic с механическим впрыском топлива, двойным зажиганием и одним распределителем. Были установлены масляные насосы от Porsche 908.
Первоначально заявленная мощность составляла 450 л.с. при 8000 об/мин, но прогресс в этом отношении был быстрым. К середине 1974 года был доступен двигатель Type 911/78 мощностью 500 л.с. при 7600 об/мин и 405 фунт-фут при 5400 об/мин.
КОРОБКА
Несмотря на такие огромные цифры, Porsche решил придерживаться пятиступенчатой коробки передач Type 915, которая устанавливалась на стандартный RSR 1974 года. Они знали, что его крутящий момент будет на пределе, но у них не было реальной альтернативы.
Другое специальное оборудование включало самоблокирующийся дифференциал ZF и карданные валы из титана.
АЭРО
Визуально это был самый экстремальный 911.
Демонические расширители колесных арок были натянуты на огромные новые диски, а в задней части использовалась нестандартная крышка двигателя, чтобы установить тщательно продуманный спойлер в стиле F1 на двух стреловидных пилонах. На крышке двигателя располагался гигантский воздуховод NACA, проходящий через него поток воздуха обтекал заднее стекло вместо стандартного утопленного элемента.
Удалив запасное колесо и переместив топливный бак из-под капота внутрь салона, Porsche удалось интегрировать новый передний фартук с большими каналами охлаждения тормозов рядом с огромным воздухозаборником радиатора.
Для изготовления капота, крышки багажника, крыльев, дверей и бамперов использовалось тонкое стекловолокно.
ИНТЕРЬЕР
В дополнение к топливному баку в алюминиевом корпусе, установленному за передними сиденьями, RSR Turbo поставлялся с новой черной потрескивающей приборной панелью и легким алюминиевым каркасом безопасности.
ВЕС/ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
Первоначально вес составлял около 820 кг, а к лету 1974 года он был снижен до 750 кг.
Максимальная скорость составляла 193 мили в час, а разгон до 100 километров в час занимал 3,2 секунды. Со смещением веса вперед-назад 30/70 и олдскульным турбонагнетателем RSR был очень удобен в управлении.
ПРОИЗВОДСТВО
Porsche построил четыре RSR Turbo, три из которых были построены с нуля (R9, R12 и R13), а также один (R5, « Танк »), который был собран из заводского RSR 1973 года со стандартным шасси.
Все четыре были окрашены в серебристый цвет и украшены графикой Мартини.
Новый Porsche был впервые представлен публике на ежегодных тестах в Ле-Мане 24 марта 1974 года. Были взяты две машины: R9 для Гийса ван Леннепа/Герберта Мюллера и R12 для Хельмута Койнигга. И R9, и R12 работали без промежуточного охладителя воздух-воздух, который добавлял 50 л.с.
Все три водителя сочли управляемость далеко не идеальной из-за слишком большой прижимной силы на передних колесах. Тем не менее Койнигг показал шестое лучшее время, а ван Леннеп / Мюллер снова занял седьмое место.
Сразу за RSR Turbo на восьмом месте стоял новый Ligier JS2 Maserati, который также был прототипом группы 5 на базе GT.
Самым быстрым в целом был Alfa Romeo 33/TT/12 Артуро Мерцарио.
Уик-энд в Ле-Мане завершился четырехчасовой гонкой.
Ни один из RSR Turbo не закончил гонку.
Первой сломалась машина Koinigg / Schurti, которая сошла с дистанции из-за сломанного коромысла после четырех кругов.
Ван Леннеп/Мюллер сошли с дистанции после 30 кругов из-за проблем с турбонаддувом.
Затем RSR Turbo присутствовали на первом этапе World Sportscar Championship 1974 года 25 апреля: 1000 км в Монце.
Две машины были доставлены в Италию: R12 для ван Леннепа/Мюллера для участия в гонках и R9 в качестве запасной. Двигатель R12 имел мощность около 480 л.с.
Оба тренировочных дня были мокрыми, а это означало, что Porsche не смог использовать всю свою мощность. В результате Мюллер и ван Леннеп квалифицировались только двенадцатыми по скорости, отставая на два места от единственного завода Лижье.
День гонки также начался холодно и мокро, но как только начались соревнования, трасса быстро высохла.
RSR Turbo мчал как поезд; он оказался быстрым и надежным, за исключением продолжительной остановки, когда водительская дверь не закрывалась.
R12 в конечном итоге финишировал пятым в общем зачете, отстав на девять кругов от победившей Alfa Romeo Tipo 33/TT/12 Артуро Мерцарио / Марио Андретти. «Альфа» взяла знаменитый счет 1-2-3 на родной земле после того, как обе Матры сошли с дистанции.
Незадолго до окончания гонки швейцарский капер Сильвио Мозер врезался в стоявшую ранее брошенную машину. Лола Т294 Мозера разлетелась на две части. Мозер получил серьезные травмы, в том числе треснувший череп и сломанную ногу.
Сильвио Мозер умер 26 мая, так и не приходя в сознание.
Всего через несколько дней после гонки в Монце чемпионат мира переместился в Бельгию на 1000 км в Спа (5 мая).
Alfa Romeo решила не участвовать ссылаясь на опасность 14-километровой трассы и большого стартового взноса.
Лижье прибыл с парой автомобилей JS2 с еще более форсированными двигателями Maserati. Porsche использовал только один RSR Turbo для Мюллера / ван Леннепа (R12).
Условия были холодными, но сухими.
Один из JS2 был поврежден и не подлежал ремонту после аварии на квалификации, в то время как оставшийся экземпляр снова превзошел RSR Turbo. Ligier стартует пятым, а Porsche — шестым.
В гонке был высокий процент сошедших, но Мюллер и ван Леннеп продолжили финишировать третьими.
Единственной проблемой автомобиля была потребность в двух новых задних шинах после того, как задние панели кузова начали тереться о внешний край шины. В очередной раз турбодвигатель доказал свою надежность.
Победа досталась Джеки Иксу / Жан-Пьеру Жарье Матра MS670C, а Дерек Белл / Майк Хейлвуд заняли второе место в Mirage GR7, поддерживаемом Gulf. Одинокий Ligier продержался всего шесть кругов, прежде чем у него лопнула прокладка головки блока цилиндров.
Через две недели после Spa состоялся следующий этап World Sportscar Championship 1974 года: 1000 км Нюрбургринга (19 мая). Несмотря на название гонки на 1000 км, гонка была фактически сокращена до 750 км в связи с нефтяным кризисом.
Porsche участвовал в гонках на двух RSR Turbo, как и в последующих трех гонках (Imola, Le Mans and Zeltweg). Мюллер и ван Леннеп были в машине, которую они делили в Монце и Spa (R12), а запасная (R9) была подготовлена для Хельмута Койнигга и Манфреда Шурти.
Лижье держался подальше от Нюрбургринга, готовясь к Ле-Ману, в то время как Matra, Alfa Romeo и Mirage были в полном составе.
Во время субботней тренировки ван Леннеп ошибся, проехав мимо другой машины на гребне Пфланцгартена. Porsche приземлился боком, и прежде чем ван Леннеп успел что-то с этим поделать, его задняя часть развернулась и задела барьер.
R12 был сильно поврежден, и механикам пришлось лихорадочно работать всю ночь, чтобы починить его.
Кольцевая схема не очень подходила для RSR Turbo, которым было трудно поддерживать наддув.
Мюллер / ван Леннеп квалифицировались двенадцатыми, а Шурти / Койнигг — 14-ми. Тем не менее, это все равно было заметно быстрее, чем лучший стандартный 911 RSR (команда Георга Лооса, которая стартовала 25-м).
Гонка началась под ясным голубым небом, но Мюллер даже в хорошую видимость с самого начала заезда контактировал с соперниками. Это продолжалось на протяжении всей гонки, и в течение следующих нескольких часов оба RSR Turbo сталкивались с разными автомобилями. Соперники предпологали, что большое заднее крыло, закрывало обзор водителю Porsche.
В конце концов, автомобили Martini выглядели прилично побитыми. Машина Мюллера / ван Леннепа была задержана из-за долгого питстопа в боксах, но все же смогла занять шестое место, а машина Шурти / Койнигг финишировала седьмой.
Жан-Пьер Жарье и Жан-Пьер Бельтуаз выиграли на Matra MS670C, а Alfa Romeo заняли второе и третье места.
2 июня на новой трассе Имола в Италии прошел четвертый этап World Sportscar Championship 1974 года.
Porsche представила два RSR Turbo: R9 для Мюллера / ван Леннепа и R5 для Шурти / Койнигга.
По прозвищу «Танк », R5 был одним из автомобилей Porsche 911 RSR 1973 года выпуска и имел стандартное шасси вместо полупространственного типа, используемого в настоящих RSR Turbo.
Вместо обычного двигателя с турбонаддувом двигатель, установленный на R5 (тип 911/78), был модифицирован таким образом, что охлаждающий вентилятор располагался на верхней части двигателя, как у Porsche 917. дал несколько дополнительных лошадиных сил тоже. Идея заключалась в том, чтобы протестировать систему в Имоле, чтобы запустить ее в Ле-Мане.
Во время тренировки Schurti / Koinigg «Tank » столкнулся с Jolly Club 911 и в результате квалифицировался только 23-м.
Мюллер и ван Леннеп стартовали шестыми, а одиночный Ligier JS2 был двенадцатым.
Еще больше проблем у Schurti / Koinigg ‘Tank ‘ последовало, когда в субботу утром он остановился после нескольких кругов неофициальной тренировки с вытекающим маслом. Механики Porsche приступили к устранению утечки, хотя к тому времени, когда другие машины выстроились в очередь на гонку, они все еще работали в боксах.
В конце концов, Шурти начал гонку, но вскоре вернулся в боксы еще на 45 минут, чтобы восстановить турбину, поскольку одна из лопастей вентилятора сломалась. В конце концов, срок службы турбонаддува истек после 133 кругов, и R5 больше не участвовал в гонках.
В родственной машине темп ван Леннепа начал замедляться, и когда он, наконец, заехал на пит-стоп, выяснилось, что средняя часть задней правой резины отсутствовала. Высокая температура шин повлекла за собой увеличение давление и как следствие вздутие и сильный износ.
Позже R9 начал терять передачи, и Мюллер в конце концов остановился оставшись только с нейтралкой, на половине дистанции.
В гонке на 1000 км в Имоле победила Matra, а Alfa Romeo заняла второе и третье место.
24 часа Ле-Мана 1974 года
После двойного DNF в Италии Porsche представила два RSR Turbo для участия в гонке «24 часа Ле-Мана», которая проходила 15 и 16 июня.
Совершенно новый образец (R13) был под рукой у Мюллера / ван Леннепа, и после испытаний в Имоле на этой машине использовался новый двигатель Тип 911/78 с плоско установленным вентилятором. Родственный автомобиль (R12) был заявлен для Schurti / Koinigg.
Литой алюминий вместо картеров из магния использовался на обоих автомобилях в целях долговечности.
Также в классе прототипов группы 5 в Ле-Мане участвовали четыре Matra, два Mirage, пара Ligier JS2 и несколько частных Porsche 908. Альфа Ромео отсутствовали.
После некоторых ранних придирок Мюллер квалифицировал новую машину седьмой. Шурти / Койнигг оказались зажатыми между двумя Лижье на одиннадцатом месте.
Как и на тренировке, день гонки был теплым и солнечным.
RSR Turbo заняли шестое и седьмое места на начальных этапах, прежде чем их разделил один из Ligier.
Через два часа Мюллера/ван Леннепа поднялся на пятое место, несмотря на потерянное время в боксах.
К 8 часам вечера RSR Turbo были третьими и четвертыми, где они оставались до 11 часов вечера, когда участник Schurti / Koinigg сошел с дистанции в клубах дыма его двигатель взорвался на полных оборотах на Mulsanne Straight.
Незадолго до полуночи первая и вторая команды Matra тоже попали в беду. Боб Воллек привез занявший второе место MS670B в боксы с перегоревшим двигателем, и он вылетел.
Таким образом, одиночная RSR Turbo поднялась на второе место и к 4 часам утра отставала от лидирующей Matra на семь кругов. Длительная остановка для замены подвески стоила Porsche времени. Затем, в 8 утра, двигатель Matra начал давать пропуски зажигания, для устранения которых потребовалось несколько остановок.
Обе машины нуждались в большой доработке до конца гонки, но в итоге удержали позиции. У Porsche были проблемы с коробкой передач и рулевым управлением, в то время как Matra нуждалась в позднем ремонте коробки передач.
Временами казалось, что любая машина может победить. Тем не менее, MS670C Анри Пескароло и Жерара Ларруса в конечном итоге одержали популярную победу на шесть кругов.
После своего звездного выступления в Ле-Мане, две недели спустя (30 июня) R13 отдохнул перед 1000-километровой гонкой Zeltweg в Австрии. Вместо этого Porsche взял R9 для Мюллера / ван Леннепа и R12 для Койнигга / Шурти.
Alfa Romeo, Matra и Mirage присутствовали вместе с несколькими JS2 от Ligier.
RSR Turbo квалифицировались седьмым (Мюллер / ван Леннеп) и восьмым (Шурти / Койнигг), а Ligiers стартовали десятым и 13-м.
Вскоре в боксах Porsche произошла драма, когда Койнигг проехал десять кругов после того, как обогнал ван Леннепа. Койнигг сказал, что коробка передач не работает должным образом, но когда механики проверили ее, они не смогли найти неисправности, и поэтому его снова выпустили. Однако R12 не выехал из боксов, машина сразу потеряла всю мощность. Выяснилось, что Койнигг увеличил скорость, чтобы обогнать ван Леннепа, и взорвал турбину.
Позже Мюллеру помешала поломка дроссельной заслонки, которую он починил на трассе. Затем R9 снова выстрелил и занял шестое место в общем зачете после двух Matra, двух Alfa и Mirage.
Пескароло и Ларрус одержали пять побед за рулем Матра.
Затем последовал еще один двухнедельный перерыв, а затем команды должны были быть в США для участия в гонке Watkins Glen 6 Hours 13 июля.
Mirage и Ligier пропустили это мероприятие, в то время как Porsche сократила свои усилия до одной машины в последних трех гонках сезона.
R13 использовался в Уоткинс-Глене, Поле Рикаре и Брэндс-Хэтче, и каждый раз за руль садились Герберт Мюллер и Гийс ван Леннеп.
Porsche пропустил первый день практики в Уоткинс-Глене из-за того, что хвостовая часть R13 пропала по пути из Нью-Йорка на трассу. Когда в субботу появились запчасти, у автомобиля были обнаружены неправильные передаточные числа и неисправный распределитель.
Оба были изменены для гонки, в которой Мюллер и ван Леннеп стартовали четвертыми после пары Matra MS670C и единственной Alfa Romeo. Вторая «Альфа» была сильно повреждена на квалификации.
Гонка проходила в солнечную погоду, и через два часа RSR Turbo поднялся на третье место.
Затем он стал вторым менее чем за час до конца, когда Alfa Romeo Марио Андретти выбыла. Здесь остался Порше. Мюллер и ван Леннеп вернулись домой на одиннадцать кругов позади победившей Matra MS670C Жан-Пьера Жарье и Жан-Пьера Бельтуаза.
В 1974 году Alfa Romeo больше не видели.
В гонке Поль Рикар на 1000 км 15 августа команда Porsche провела необычайно трудную гонку. Первоначально R13 квалифицировался восьмым, значительно опередив Ligier JS2, занявшие 17-е и 18-е места.
Однако ван Леннеп потерял пятую передачу в первый же час гонки, после чего Porsche не заправился должным образом. По мере того, как гонка продолжалась, R13 терял больше передач и в конце концов пересек финишную черту, с заклинившем рычагом переключения на второй передаче. То, что он по-прежнему занимал седьмое место, было чудом.
Матра взяла тогда 1 и 2 места, а Мираж — третье.
Porsche не планировал участвовать в 6-часовой гонке Kyalami в начале ноября, поэтому 6-часовая гонка Brands Hatch 29 сентября станет последним выступлением RSR Turbo.
Без Alfa Romeo или Ligier премьер-класс был немного беден: только Porsche, Matra и Mirage.
Считалось, что новые шины Dunlop для Porsche хороши на секунду с круга, но из-за узкой и извилистой английской трассы RSR Turbo было трудно поддерживать ускорение.
Мюллер и ван Леннеп стартовали десятыми после нескольких двухлитровых прототипов группы 5, которые гораздо лучше подходили для трассы.
Пилоты Porsche неуклонно поднимались в таблице лидеров и, казалось, должны были финишировать четвертыми всего за 45 минут до финиша. Однако вскоре после того, как Герберт Мюллер вышел на свой последний отрезок, он сошел с трассы, столкнувшись с более медленной машиной. При этом у Porsche оторвался передний фартук, что привело к резкому снижению прижимной силы.
Мюллер выехал на пит-лейн, но запасную часть не удалось вовремя установить и поехал как есть завершать гонку. Это было не просто, поскольку каждый раз, когда он включал пятую передачу, прижимная сила от мощного антикрыла на ускорении отрывала передние колеса от трассы, так как детали прижимающей переднюю ось к дороге попросту небыло.
R13 в итоге финишировал пятым, а Matra в очередной раз заняла 1 и 2 места.
После RSR Turbo были сняты с соревнований.
Через неделю после гонки в Брэндс-Хэтче Хельмут Койнигг погиб, участвуя в гонках за Сёртиз на Гран-при США в Уоткинс-Глен.
Хотя и не стремясь к титулу, Порше занял третье место в World Sportscar Championship 1974 года с 68 очками. Alfa Romeo была четвертой с результатом 65. Matra были явными победителями с результатом 140, а Mirage — вторым с результатом 81.
Из-за отсутствия поддержки производителя FIA отложила введение правил группы 5 до 1976 года.
Хотя они официально не участвовали в гонках в 1975 году, Porsche продолжал развивать свои 911 с турбонаддувом, а также создал новый прототип с турбонаддувом высшего класса для 1976 года: 936.
R9 был одним из четырех 911 RSR Turbo, которые заводская команда, поддерживаемая Мартини, проводила в классе трехлитровых прототипов группы 5 на чемпионате мира по спортивным автомобилям 1974 года.
Целью программы было предоставить ценный опыт для новой линейки гоночных автомобилей 911 с турбонаддувом.
После завершения гоночной карьеры R9 вернулся на завод.
В 1975 году он был продан доктору Уильяму Джексону, который собирал исключительную коллекцию Porsche в Денвере, штат Колорадо.
Доктор Джексон сохранил автомобиль в течение следующих 25 лет, прежде чем он перешел к покойному Мэтту Дренделу в Хикори, Северная Каролина.
Известная история
Porsche System / Martini Racing Team
Серебряная ливрея Martini
24.03.1974 IND Le Mans Test (Г. ван Леннеп / Х. Мюллер) 7-е место, 7-е место в классе S3.0 (#9)
24.03.1974 IND Ле-Ман, 4 часа (Г. ван Леннеп / Х. Мюллер ) ) DNF (#9)
25.04.1974 WSC Monza 1000 км (T-автомобиль) — (#8T)
05.05.1974 WSC Spa 1000 км (T-car) — (#14T)
19.05.1974 WSC Нюрбургринг 1000 км (М. Шурти / Х. Койнигг) 7-е место, 7-е место в классе S3.0 (#9)
06.02.1974 WSC Имола 1000 км (Г. ван Леннеп / Х. Мюллер) DNF (#6)
30.06.1974 WSC Цельтвег 1000 км (Г. ван Леннеп / Х. Мюллер) 6-е место, 6-й класс S3.0 (#7)
Переведено с сайта Ностальгия по суперкарам