С тех пор, как в 1972 году была запущена первая 5-я серия E12, модели бизнес-класса BMW зарекомендовали себя как лучший представительский седан на рынке.
Впоследствии E12 был заменен обновленной E28 в 1982 году. А 1987 году последовала E34 разработанная с чистого листа.
Модели BMW M5 от подразделения Motorsport пошли не с первой генерации пятой серии. Хотя с конца 1979 года через дилерскую сеть стали предлагаться модели BMW M535i в кузове E12 как родоначальники будущих фаворитов проложивших новый класс в мировом автомобилестроении.
С начала 1970-х до конца 1990-х настоящих соперников у горячей 5-й серии было немного. Покупателям, которые хотели быстрый Mercedes-Benz или Jaguar, как правило, приходилось посещать тюнинговые ателье типа AMG или Lister, где производились малосерийные машины на заказ с огромными затратами (и обычно с автоматической коробкой передач).
Между тем, Lotus Carlton/Omega начала 1990-х годов был невероятно быстрой альтернативой. Тем не менее, бренд Vauxhall / Opel имел ограниченную привлекательность, и после разочаровывающих продаж этот выдающийся флагман General Motors так и не был заменен.
BMW начала работу над тем, что должно было стать четвертым поколением 5-й серии в 1989 году. Получившийся в результате E39 был представлен критикам на автосалоне во Франкфурте в сентябре 1995 года. Продажи седана начались позже в том же году. Через двенадцать месяцев к модельному ряду присоединилась версия Touring.
Первоначально E39 предлагался с шестицилиндровыми рядными двигателями (520i, 523i и 528i) или с новым V8 (540i). Затем в 1996 году в продажу поступил 535i тоже с двигателем V8.
На автосалоне в Женеве в марте 1998 года флагман 540i потерял свои позиции на вершине линейки E39, когда была представлена следующая долгожданная версия M5.
Как и модели 535i и 540i, E39 M5 оснащался полностью алюминиевым двигателем V8, в то время как все предыдущие 5-серии Motorsport использовали плавно работающую рядную шестерку BMW с чугунным блоком.
E39 M5 также отличался от предыдущих итераций тем, что собирался на обычном заводе BMW в Дингольфинге, а не на заводе BMW Motorsport в Гархинге. Единственным предлагаемым вариантом кузова был четырехдверный седан.
Отправной точкой для этого последнего M5 был стандартный четырехдверный кузов E39 из оцинкованной стали. Колесная база 2830 мм была на 69 мм длиннее, чем у предыдущего E34.
Независимая компоновка подвески включала стойки Макферсона спереди и многорычажку сзади. Для снижения веса в подвеске E39 широко использовался алюминий.
Были более короткие и жесткие пружины, специальные амортизаторы Sachs и более толстые стабилизаторы поперечной устойчивости.
Крепления кузова, упорные втулки и рулевой механизм были соответствующим образом усилены, а вместо резины использовались полиуретановые вспомогательные пружины.
Спереди BMW Motorsport добавила специальные ступичные подшипники. Сзади более мощные нижние задние рычаги были импортированы от E39 Touring, задняя интегральная тяга была заимствована от E38 750 iL, а вместо резиновых втулок использовались стальные шаровые шарниры.
E39 M5 был первым автомобилем, настроенным для автоспорта, который был оснащен системой динамического контроля устойчивости BMW (DSC), которая оптимизировала езду автомобиля в соответствии со стилем вождения. Эволюция существующей системы автоматического контроля устойчивости, DSC отслеживала скорость отдельных колес, а также скорость рыскания, а также продольное и поперечное ускорение с помощью различных датчиков. Что наиболее важно, он позволял применять тормоза к любому конкретному колесу для коррекции недостаточной или избыточной поворачиваемости.
При желании систему DSC можно было отключить с помощью кнопки, установленной на центральной консоли.
По сравнению с другими производными E39, M5 был оснащен более быстрым передаточным отношением рулевого управления (14,7: 1 по сравнению с 17,9: 1). При активации кнопка «Спорт» на центральной консоли придавала рулю большее сопротивление.
ABS была стандартной наряду с форсированными вентилируемыми дисками. Передняя часть увеличилась с 324 мм на 540i до 354 мм. Новые плавающие двухкомпонентные передние суппорты улучшили рассеивание тепла, но не устанавливались на автомобили для рынка США, где устанавливались цельные суппорты. 298-миллиметровые задние диски 540i были заменены на более крупные 328-миллиметровые.
Еще одной уникальной особенностью M5 были красивые 18-дюймовые колеса M Parallel Spoke II с матовым хромированным покрытием. Передние части были шириной 8 дюймов, а задние — 9,5 дюймов. Были разработаны специальные шины. Колея сзади стала на 12 мм шире.
Под задним сиденьем был установлен стандартный 70-литровый топливный бак от обычного E39.
Двигатель/Коробка передач
Чтобы заменить двигатель M60 (который был первым двигателем V8 компании почти за три десятилетия), BMW представила обновленный агрегат M62 для модели 1996 года. Как и его предшественник, M62 представлял собой цельносплавный силовой агрегат с двумя верхними распределительными валами и четырьмя клапанами на цилиндр.
Двигатель S62 B50, установленный на E39 M5, был соответствующим образом усиленной и увеличенной версией 4,4-литрового двигателя M62, который использовался в 540i. Это также был первый V8, настроенный BMW Motorsport, предложенный публике.
Вместимость была увеличена с 4398 до 4941 куб.см. Это было достигнуто за счет увеличения отверстий цилиндров на 2 мм (до 94 мм) и увеличения хода поршня на 6,3 мм (до 89 мм).
Двигатель M5 был первым двигателем BMW V8, в котором использовалась двойная VANOS, система непрерывного изменения фаз газораспределения, которая регулировала как впускной, так и выпускной распределительные валы.
Он также включал отдельный корпус дроссельной заслонки с электронным управлением для каждого цилиндра. Благодаря системе BMW M Driving Dynamics водитель может выбрать спортивный режим для более агрессивного отклика дроссельной заслонки.
Среди множества других обновлений были двойные воздухозаборники и двойные датчики массового расхода, модифицированные головки цилиндров, поршни с масляным охлаждением, уникальные для каждого ряда цилиндров, полые распределительные валы, двухрядная цепь ГРМ для впускных кулачков, стальная трехслойная головка. прокладки и водяной насос высокой производительности.
Жесткая езда активировала систему смазки с полусухим картером, которая состояла из двух дополнительных продувочных насосов (по одному на каждый ряд цилиндров). Охлаждение двигателя было дополнительно улучшено за счет теплообменника охлаждающая жидкость-масло.
Управление двигателем осуществлялось с помощью цифровой системы Siemens MSS 5.2 Motronic.
Сжатие было увеличено до 11,0:1 (по сравнению с 10,0:1 у 540i).
Этот грозный двигатель был дополнен прямоточной выхлопной системой с двумя катушками и четырьмя выходами. Для автомобилей, направляющихся в США, кошки устанавливались ближе друг к другу, чем на других рынках.
Пиковая мощность составляла 394 л.с. при 6600 об/мин и 369 фунт-фут при 3800 об/мин.
Для сравнения, 540i развивал 282 л.с. при 5700 об/мин и 310 Нм при 3900 об/мин.
Двигатель S62 B50 можно было сразу узнать по крышке двигателя, украшенной логотипом M и надписью BMW M Power.
Предлагалась только одна коробка передач: шестиступенчатая механическая коробка передач Getrag Type D. Это была та же коробка с такими же передаточными числами, как и у 540i. Однако M5 дополнительно поставлялся с усиленным сцеплением, более коротким задним дифференциалом (3,15: 1) и механическим дифференциалом повышенного трения с коэффициентом блокировки 25%.
Чтобы придать новому M5 внешний вид, соответствующий его спецификациям, BMW Motorsport добавила множество косметических улучшений в E39, разработанный Джоджи Нагашима.
Спереди был полностью новый бампер в сборе. Он отличался тремя воздухозаборниками в агрессивном стиле, сетчатыми решетками, круглыми прожекторами и дискретными спойлерами на подбородке в каждом углу. Цельная атласно-черная полоса была заменена на составную, состоящую из двух частей.
Далее фирменные решетки радиатора BMW были увеличены и получили более широкие блестящие металлические кожухи.
По бокам были новые зеркала заднего вида в аэродинамическом стиле и значки M5, установленные на боковых молдингах. Отделка Shadowline была стандартной.
Задняя часть отличалась небольшим задним спойлером и нестандартным задним бампером. Еще один значок M5 был прикреплен к крышке багажника.
В целом похожая, но не идентичная пара бамперов может быть указана для других E39 как часть комплекта M-sport.
По сравнению с E34 M5 производная E39 была на 64 мм длиннее, на 49 мм шире и на 45 мм выше.
Как и внешний вид, интерьер нового M5 был оснащен дополнительным спортивным оборудованием.
BMW установила трехспицевое рулевое колесо Motorsport небольшого диаметра с трехцветной строчкой М на ободе. Кнопки аудиосистемы и круиз-контроля расположились на верхних спицах.
Специальная приборная панель марки М дополнялась красными стрелками и алюминиевыми безелями. Как обычно, датчик температуры масла заменил датчик расхода топлива, используемый остальной частью модельного ряда. Еще одной особенностью был тахометр со светодиодными индикаторами, которые меняли красную черту в зависимости от температуры двигателя.
Другие специальные дополнения для M5 включали подставку для ног Motorsport, накладки на пороги M5 и ручку переключения передач с логотипом M с подсветкой.
Спортивные сиденья с подогревом и электроприводом входили в стандартную комплектацию. Сиденье водителя имело функцию памяти трех положений.
Стандартный (спортивный) пакет отделки салона включал обивку сидений из алькантары и вставки на дверных панелях с кожаными валиками наппа и вставками в алюминиевом стиле. На некоторых рынках (например, в США) кожа устанавливалась автоматически.
В список стандартного оборудования вошли ксеноновые фары с функцией омывания, электрообогрев и складывание зеркал, электростеклоподъемники, электрообогрев передних сидений, электрорегулировка рулевой колонки, автоматический климат-контроль, круиз-контроль, бортовой компьютер и аудиосистема. .
Вскоре после начала производства было установлено зеркало заднего вида Motorsport с автоматическим затемнением.
Покупатели M5 могли бесплатно запросить удаление значков M5 и заднего спойлера. Кроме того, отделку Shadowline можно было бесплатно переключить на Chromeline.
Дополнительный пакет отделки салона Sport включал обивку из кожи Nappa со вставками из искусственного алюминия или дерева Bruyere Club.
Дополнительный уровень внутренней отделки салона Exclusive включал плиссированную обивку из кожи Nappa со вставками из дерева Bruyere Club или Burr Walnut.
Клиенты также могли выбрать расширенную кожу, где ручки дверей, подлокотники, центральная консоль и солнцезащитные козырьки были покрыты кожей.
Следующим шагом стал полный кожаный салон, который еще больше добавил скрытности приборной панели, двери перчаточного ящика, а также верхним дверным панелям и нижней средней стойке. Полный кожаный пакет также включал обивку из алькантары для обшивки потолка, верхней части передней, средней и задней стоек и задней полки.
Другие варианты включали систему контроля дистанции при парковке, градуированное тонированное ветровое стекло, двойное остекление, защитное стекло, тонированное заднее / боковое стекло, краска металлик, отделка деревом Bruyere Club или Burl Walnut, двухцветная кожа, комфортные сиденья с памятью, бортовой телевизор, электрический люк, стеклянный люк с электроприводом, обшивка потолка алькантарой, спутниковая навигация, шторка заднего стекла с электроприводом, система слежения, складывающиеся задние сиденья, задние боковые подушки безопасности, сумка для лыж, выбор аудиосистем, телефонная подготовка, автомобильный телефон GSM , хромированные накладки на пороги, система голосового управления телефоном GSM и подготовка для телефона с громкой связью.
Часть этого оборудования была стандартной на определенных рынках. Например, люк с электроприводом и спутниковая навигация были установлены на всех E39 M5, экспортируемых в США.
Вес/производительность
При массе 1795 кг E39 M5 был на 84 кг тяжелее предшествующей модели E34 объемом 3,8 литра.
Однако новая машина предлагала заметно более быстрое ускорение; Разгон до 100 км/ч занял 5,3 секунды по сравнению с 6,1 секундами у его предшественника.
Как обычно, максимальная скорость была ограничена электроникой на отметке 155 миль в час.
Ранние производственные изменения
В мае 2000 года система контроля дистанции при парковке стала стандартной.
С июня 2000 года BMW добавила в список опций активные передние сиденья и съемный фаркоп.
Изменения в производстве 2001 модельного года
Затем было сделано множество обновлений для модели M5 2001 модельного года, производство которой началось в сентябре 2000 года.
Эти автомобили можно было сразу узнать по фарам «ангельские глазки». Задние фонари теперь имели четкие элементы заднего хода.
В салоне BMW установили трехспицевый руль от E46 M3 и приборы со светло-серыми гранями вместо черных.
Безопасность была повышена благодаря новым подушкам безопасности для защиты головы сзади и системе контроля давления обновленного типа. В то время как датчики контроля дистанции при парковке раньше устанавливались только на задний бампер, теперь они были добавлены и на передний.
Что касается опций, экран навигационной / аудиосистемы был увеличен, а обивка потолка из алькантары была включена в расширенный кожаный пакет (в отличие от полного кожаного пакета).
Несколько месяцев спустя в список опций были добавлены улучшенные аудиосистемы BMW Individual.
Более поздние производственные изменения
Последующие производственные изменения были сравнительно незначительными.
Для модели 2002 года BMW добавила несколько новых цветов и сделала теплоизоляционные стекла стандартными.
В 2003 модельном году система спутниковой навигации была переведена на платформу на основе DVD, а задние боковые подушки безопасности стали стандартом в Северной Америке.
Конец производства
Производство E39 M5 закончилось в июне 2003 года, к тому времени было построено 20 482 экземпляра.
Эта цифра была разделена следующим образом:
Левосторонний рынок Европы (с 10.98 по 03.06) 7895 ед. Праворульный
Европейский рынок (с 10.98 по 03.06) 2595
ед.
Производство замены, E60 M5 Saloon и E61 M5 Touring, началось в 2004 году.
В начале февраля 1974 года Porsche объявила о прекращении своей гоночной программы Group 7 на автомобилях Porsche 917. Свою роль сыграла и стоимость, и то что новый председатель компании Эрнст Фюрман хотел сосредоточиться на гоночных автомобилях, которые больше походили на дорожные модели.
2024 Bimmerdays-12
Фотоотчет с BMW Фестиваля 2024 года в Яхроме.
Mercedes-Benz C111-I и C111-II
История концепта и как на Мерседес исследовали роторные двигатели.
200 километров на BMW 700
Тест драйв BMW 700 из Москвы до Moscow Raceway и обратно.
Фотоотчет с апрельской выставки Олдтаймер галереи Ильи Сорокина.
DAUER 962 LM
Вплоть до конца 1960-х годов, когда большая часть гоночной техники была оснащена всем необходимым для использования на дорогах, получение разрешения на использование этих автомобилей на дорогах часто было не сложнее, чем закрепить номерные знаки на бампера.
История кабриолетов марки Porsche
Проследите как двигались к совершенству инженеры из Порше создавая свой лучший кабриолет.
BMW M1 — История автомобиля с шасси №1053 «POLAR COORDINATES»
Сколько смертей пережил этот автомобиль? История суперкара BMW M1 с номером 1053. Гоночный E26 после руки известного художника Френка Стеллы.